«Яндекс» ведет переговоры с китайскими производителями телевизоров Haier, TCL и Huawei, занимающими большую часть российского рынка, об установке на все импортируемые в Россию устройства операционной системы компании YaOS, сообщает «Коммерсантъ».
Переговоры также ведутся с лидерами российского рынка ТВ. Отмечается, что в случае успеха «Яндекс» может обойти по популярности Android TV. В самой компании изданию подтвердили переговоры, но не уточнили, с кем именно они ведутся. В Haier, TCL и Huawei не ответили на запрос газеты.
По оценке директора по стратегическому развитию STI Group Кирилла Скворцова, на данный момент уже около 30% продаваемых в России телевизоров попадают к потребителю с предустановленной YaOS, еще 50% работают на Android TV от Google. Примерно 20% устройств функционируют при помощи «Салют-ТВ» от Сбербанка. Популярность Android TV, по его словам, обусловлена более низкой стоимостью софта по сравнению с российскими разработчиками.
«”Сбер” в 2025 году запускает собственное производство телевизоров, где будет устанавливаться “Салют-ТВ”, — напомнил Скворцов. — Доля YaOS и “Салют-ТВ” на российском рынке будет увеличиваться параллельно”».
По мнению руководителя департамента закупок 3Logic Group Максима Родионова, главным «козырем» «Яндекса» станет возможность интеграции его телевизионной ОС с остальными сервисами своей экосистемы, включая виртуального помощника «Алису», что поднимет позиции YaOS в глазах производителей.
Директор департамента бытовой электроники OCS Владислав Бородин отметил, что азиатские крупные бренды, к примеру, Samsung, LG или Hisense, предпочитают использовать собственные оболочки на Android, включая Tizen, WebOS и ViDAA, чья доля может совокупно достигать 30% российского рынка.
«С учетом существующих ограничений на работу в России некоторых сервисов Google переход на отечественные ОС для ТВ кажется вполне оправданным», — заявил Бородин. Эксперт предположил, что монетизация «Яндексом» своей ОС может складываться как из комиссии от устройств с операционной системой, так и из продажи дополнительных сервисов, рекламы и подписок внутри YaOS.
Ранее завод гонконгской компании TPV Technology по сборке телевизоров Philips, Sony и Sharp в Шушарах Ленинградской области прекратил работу из-за угрозы вторичных санкций. Завод проработал с 2011 года и получил около $30 млн инвестиций. Предприятие Samsung в Калуге, которое арендует дистрибьютор VVP Group, начало производить серверы под отечественным брендом «Гравитон» — ранее завод собирал всю продукцию Samsung, включая телевизоры и мониторы.